И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с.Аксарка 29 декабря 2011 года
Приуральский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Жвавой Н.Г., при секретаре судебного заседания Бушковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/2011 по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании действий должностного лица,
19.08.2011 года Ямало-Ненецким прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО Снайдерманом Г.В., в адрес Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее УФСИН России по ЯНАО) было вынесено представление № об устранении нарушений закона. Не согласившись с указанным представлением в части невыполнения обязанностей, возложенных на УФСИН России по ЯНАО ч.4 ст.173 УИК РФ, связанных с оформлением и выдачей осужденным трудовых книжек, представитель УФСИН России по ЯНАО обжаловал его. В обоснование своих доводов указал, что в соответствии с действующим Уголовно-исполнительным кодексом РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Трудовое законодательство распространяется на осужденных лишь в части продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии (ч.1 ст.104 УИК РФ), оплаты труда (ч.1 ст.105 УИК РФ), а также материальной ответственности за ущерб, причиненный при исполнении осужденными трудовых обязанностей (ч.1 ст.102 УИК РФ). Поскольку, основаниями увольнения осужденных к лишению свободы являются в частности: отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда, освобождение от уголовного наказания, перевод в другое исправительное учреждение или в следственный изолятор, перевод в помещение камерного типа, одиночную камеру, водворение в дисциплинарный изолятор, сокращение объема работ, собственное желание (ч.2 ст.103 УИК РФ), соблюдение правил заполнения трудовой книжки невозможно. Несмотря на то, что трудовые книжки в исправительных учреждениях ЯНАО (ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯНАО, ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО) не ведутся, права осужденных не нарушаются, так как исчисление периодов работы для включения в страховой стаж осужденных ведется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 24.07.2002 года. В целях упорядочения учета рабочего времени осужденных, применяется Инструкция о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж. По мнению представителя УФСИН России по ЯНАО, обязанность исправительных учреждений УФСИН России по ЯНАО по оформлению и выдаче осужденным при освобождении трудовых книжек отсутствует, поскольку права осужденных не нарушаются. В связи с чем, представитель заявителя просит признать указанное выше представление прокурора, в названной части, незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя Давлетбаев Р.Х., действующий на основании доверенности, поддержал доводы заявления в полном объеме, пояснив также, что каких-либо объективных причин на обращение в суд по истечению трехмесячного срока, установленного для оспаривании действий должностного лица, УФСИН России по ЯНАО не имело.
Заместитель Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО Аристов А.С. требования заявления не признал, пояснив, что при отсутствии в личном деле осужденного трудовой книжки, обязанность по ее оформлению и выдаче осужденному при освобождении, предусмотрена ч.4 ст.173 УИК РФ. Проведенная прокурором проверка показала, что администрациями исправительных учреждений УФСИН России по ЯНАО, трудовые книжки не выдаются как трудоустроенным в исправительном учреждении осужденным, так и тем осужденным, у которых в личных делах трудовые книжки отсутствуют в связи с утратой. Изложенные обстоятельства являются нарушениями требований действующего федерального законодательства, в связи с чем, и было внесено оспариваемое представление. Кроме того, заявителем пропущен установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ срок, для обращения с рассматриваемым заявлением, в суд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
19.08.2011 года Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО Снайдерман Г.В., внес в адрес УФСИН России по ЯНАО представление об устранении нарушений закона, выявленных при проведении проверки соблюдения администрациями исправительных учреждений УФСИН России по ЯНАО, возложенной на них ч.4 ст.173 УИК РФ обязанности принимать меры по получению, в том числе трудовых книжек в случае их отсутствия.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч.5 ст.129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст.1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Полномочия прокурора указаны в ст.22 указанного Федерального закона, в том числе прокурор вправе вносить представления об устранении нарушений закона, которые вносятся прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 данного Федерального закона, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.1 ст.21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п.1 ст.21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке, при этом заинтересованные лица не лишены права судебного обжалования решения прокурора.
Как установлено в судебном заседании, прокурором в ходе проведенной проверки, выявлено, что в исправительных учреждениях УФСИН России по ЯНАО в первом полугодии 2011 года на оплачиваемую работу было трудоустроено 578 осужденных, у которых в личных делах трудовые книжки отсутствовали. За этот же период времени, из исправительных учреждений УФСИН России по ЯНАО освобождены 252 осужденных, которые в исправительном учреждении были трудоустроены на оплачиваемые работы и в личных делах которых отсутствовали трудовые книжки. При этом, администрацией названных исправительных учреждений, как на момент трудоустройства, так и при освобождении указанных осужденных из мест лишения свободы, трудовые книжки не выдавались.
В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ, обязанность привлекать осужденных к труду возложена на администрацию исправительного учреждения.
Согласно ч.1 ст.104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены), определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
Согласно ст.66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В соответствии с п.8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 года № 225 «О трудовых книжках», оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Как установлено в ходе проведенной прокурором проверки, во всех указанных в его представлении случаях, работа осужденных в исправительных учреждениях была основной, осужденные в занимаемых ими должностях проработали свыше пяти дней.
В соответствии с ч.4 ст.173 УИК РФ трудовая книжка освобождаемого от лишения свободы, хранящаяся при личном деле осужденного, выдается ему на руки при освобождении. При отсутствии трудовой книжки в личном деле осужденного, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. То есть, администрация исправительного учреждения, исполняющего наказание, при подготовке осужденного к освобождению, принимает меры к получению трудовой книжки последнего, обращаясь с запросами в соответствующие организации по месту работы и жительства данного лица до его осуждения. Если трудовая книжка до осуждения отсутствовала, освобожденному выдается новая. Во всех случаях в трудовой книжке производится запись о трудовом стаже освобожденного.
Наряду с этим лицу выдается справка о заработке в которой указываются: количество календарных недель на 12 месяцев, предшествующих освобождению, в течение которых осужденный имел оплачиваемую работу; его рабочая специальность и разряд; размер среднего заработка за последние два месяца работы. Указанная справка служит основанием для определения размера пособия по безработице. Ее подписывают начальник и главный бухгалтер учреждения, исполняющего наказание; она заверяется гербовой печатью. При наличии оснований, предусмотренных законодательством о труде, освобождаемому выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.
Поскольку у осужденных к лишению свободы сохраняется право на зачисление времени привлечения к оплачиваемому труду в общий трудовой стаж (ч.3 ст.104 УИК РФ), учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и ведется согласно требованиям, изложенным в Инструкции от 02.11.1992 года № 1094-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» (впоследствии данное положение было закреплено в ч.3 ст.104 УИК РФ).
Анализ изложенного выше в своей логической совокупности, позволяет суду сделать вывод о том, что положения ч.4 ст.173 УИК РФ, обязывающие администрацию исправительных учреждений выдавать освобождаемым от лишения свободы трудовую книжку, хранящуюся в личном деле осужденного, а при отсутствии таковой заблаговременно принимать меры по ее получению, носят императивный характер, то есть являются обязательными для исполнения администрациями исправительных учреждений.
Обязанность администрации исправительных учреждений выдавать освобождаемым справку учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, а также ведение исчисления периодов работы для включения в страховой стаж осужденных в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 24.07.2002 года, не освобождает названную администрацию от обязанности выдавать освобождаемым от лишения свободы трудовую книжку, хранящуюся в личном деле осужденного, а при отсутствии таковой заблаговременно принимать меры по ее получению.
В связи с чем, суд не находит оснований для признания представления прокурора в оспариваемой части – незаконным, и, как следствие, не находит оснований для удовлетворения заявления.
Кроем того, в соответствии со ст.256 ГПК РФ, заявление об оспаривании действий должностного лица, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как с достоверностью установлено в судебном заседании, оспариваемое представление было направлено в адрес УФСИН России по ЯНАО и получено представителем последнего 19.08.2011 года. То есть срок для обжалования указанного представления истек 19.11.2011 года, в то время, как УФСИН России по ЯНАО подало рассматриваемое заявление в суд – 19.12.2011 года, пропустив установленный законом трехмесячный срок для обжалования. Каких-либо уважительных причин пропуска данного срока УФСИН России по ЯНАО не имеет. Что, в свою очередь, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 257-258 ГПК РФ, суд
Заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании действий должностного лица — Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО Снайдермана Г.В. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Приуральский районный суд ЯНАО в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03.01.2012 года.
Председательствующий подпись Н.Г.Жвавая